Как найти стажировку в рекламе… и не рекламе тоже

Этот пост написала Полина Забродская, копирайтер в BBDO Россия. Он написан про и для креативщиков, но на самом деле принципы в нем изложенные универсальны и будут полезны всем, кто планирует остаться на полную ставку по факту стажировки (в Google и не только).

Как найти стажировку в рекламе, как пройти ее с толком и как остаться работать в агентстве.

Кто-то, наверное, помнит, как в апреле я искала стажера-копирайтера. Тогда за пару недель пришло около семидесяти писем, я раздала двадцать тестовых заданий и по итогам взяла трех прекрасных девушек. Одна из них на днях получила оффер и остается в Proximity Russia, с чем я ее от всей души поздравляю. Сейчас я расскажу, что этот конкретный копирайтер сделал правильно, и как можно данный фокус повторить. Вдруг у вас есть младший брат, сын, сосед или студент на выданье. На всякий пожарный – все, о чем я расскажу дальше – это всего лишь мой опыт – бывшего стажера, который этот оффер в свое время получил, и старшего копирайтера, который со стажерами много работал. Никаких претензий на истинность в последней инстанции.

Итак, вы видите объявление о том, что агентство набирает стажеров, что делать дальше?

1. Если объявление написано от лица компании, постарайтесь выяснить, кто конкретно и из какого креативного отдела отправил запрос на поиск стажера. Я не знаю, почему так случается, но большинство стажеров, которые приходят из HR и по знакомству, попадают в лимбо. Учить юных специалистов – большая морока и большая ответственность, если вы придете просто в отдел, “ни к кому”, есть большая вероятность, что ни одной живой душе из креатива до вас не будет дела, и вас даже не запомнят в лицо. По возможности, избегайте этого.

2. После того, как вы выяснили, кто инициировал поиск стажера, напишите письмо, приложите резюме, портфолио (если есть) и отправьте все это великолепие самому себе. Откройте. Прочитайте так, как будто это писали не вы-любимый, а какой-нибудь другой, менее восхитительный, совсем не знакомый вам отправитель. Схватитесь за голову и напишите что-нибудь нормальное. На том конце провода сидит живой человек, который искренне надеется, что ваше письмо будет классным. Он за вас заранее болеет, больше всего он хотел бы, чтобы именно вы получили эту стажировку. Помогите ему вас взять.

Уберите из письма стилистические ошибки (орфографические и пунктуационные вы уже убрали), снизьте градус самовосхваления и расскажите человеческим языком, что вообще вы забыли в рекламе, что вы умеете, и как это пригодится компании, в которую вы стремитесь попасть. Мне на полном серьезе писали люди, которые говорили, что сами они не знают, зачем им стажировка, но им был глас свыше, и потому я должна их взять. Мне писали люди, которые начинали с того, что перечисляли, какие работы ББДО, Проксимити и Instinct им кажутся слабоватыми (не то, чтобы у нас вообще не было слабоватых работ, но вы же не знакомитесь с красивой девушкой, заявляя, что у нее кривые ноги). Мне писали очень креативные люди, которые угрожали тем, что будут ночевать у моей двери, пока я их не возьму – и эти пугали меня больше всего. Будьте проще, к вам потянутся.

3. Если вы все сделали правильно, на этом этапе у вас уже есть тестовое задание и дедлайн к нему. Если вам что-то не очень понятно – спросите. Если сомневаетесь – спросите. Если вы в жизни не держали в руках креативный бриф и не знаете, с чего начать – спросите. Никто от вас не ждет потрясающих идей с первого захода (хотя, конечно, в глубине души, надеются), основной смысл тестового задания – посмотреть, как вы думаете, проверить вас на обязательность и убедиться в вашей адекватности. При прочих равных выигрывают самые понятливые, самые продуктивные и самые вдумчивые. Упаси вас милостивый Господь прислать это тестовое задание позже дедлайна или не в полном объеме (если задание – “Прислать три идеи”, не нужно присылать две или полторы, если дедлайн – воскресенье, во вторник можете уже не беспокоиться). Основное, что нужно от стажера – это упорство и желание впахивать. Если вы продемонстрируете отсутствие этих качеств уже на первом этапе, вы автоматически выбываете из списка кандидатов.

4. Итак, вы пришли на собеседование. Ни один живой человек не захочет тратить час жизни на кого-то неинтересного, поэтому, скорее всего, вы уже – один из 10 людей, претендующих на стажировку. Ваша задача – показать товар лицом. Ради бога, не опаздывайте. Если опаздываете – предупредите. Будет здорово, если к тому времени вы уже ознакомитесь с портфолио агентства и расскажете, что вы хотели бы делать во время своей стажировки. Расспросите про бренды. Задайте наводящие вопросы о том, можно ли остаться работать в агентстве, если вы покажете хорошие результаты (будут обещать златые горы – насторожитесь). Если вы чего-то не умеете – не врите. Скажите, что мечтаете научиться.

5. Ура, свершилось, вы прорвались в свое агентство мечты, у вас есть стол, у вас есть стул, но что-то никто не идет к вам с классными брифами на TV и на интегрированные кампании. Это потому, что вам нужно проявить то, о чем вы написали в своем самом первом письме: инициативность. Видите, копирайтер идет на брейншторм с арт-директором? Спросите, можете ли вы присоединиться. Услышали, что где-то начался тендер за интересного клиента? Наберитесь смелости и попроситесь в команду. Вам дали бриф на баннер, а у вас есть идея для вирусного видео? Напишите сценарий. После того, как придумаете баннер.

6. Вас завалили неинтересной унылой работой. Такое со стажерами случается. Не все люди – братья, некоторые из них – эффективные менеджеры. И вот им нет никакого дела ни до того, что вы написали классное письмо, ни до того, что вы замечательно выполнили свое тестовое задание, ни до того, что вы обошли полсотни других претендентов, и поэтому вы – самый классный стажер в истории этой компании. Менеджеру нужны картинки для презентации, перевод слоганов на украинский (который вы, на свою беду, знаете) и расшифровка четырехчасовой записи фокус-групп. Это нормально, что вас захотят нагрузить всякой ерундой. Сопротивляйтесь. В меру своих сил, очень вежливо и очень интеллигентно. Если чуете подвох – спросите у своего старшего товарища, правда ли стажер-копирайтер должен вручную перепечатывать веб-ссылки из залоченного pdf-файла в exсel. Не исключено, что старший товарищ тут же прибежит, расстреляет из огнемета того, кто вам поручил эту важную миссию, и больше к вам никто с такими поручениями не подойдет. Стажер – не раб на галерах. Он такой же полноправный член команды, как и креативный директор. Вы расплачиваетесь своим временем и усилиями за возможность научиться тому, что для вас важно. Если то, что вам поручили, явно не может пригодиться будущему копирайтеру / арт-директору – вы имеете полное право этого не делать.

7. К слову о правах. У вас, конечно, есть право не делать то, что вам поручил ваш наставник или креативный директор. Один раз. Максимум – два. И на это должна быть очень хорошая причина. “У меня что-то не получилось” – плохая причина. “Я решил этого не делать” – очень плохая причина. Пожалуйста, делайте то, о чем вас просят. Если что-то непонятно – спрашивайте. Если чувствуете, что не укладываетесь по времени – предупредите. Во время своей стажировки ничего и никогда не делайте левой пяткой – заметят и запомнят.

8. Ежедневно смотритесь в зеркало на предмет отрастания короны. Талантливые креативщики вообще к этому склонны, и это всегда выглядит не очень, но на талантливых стажерах корона смотрится особенно нелепо. Если вам кажется, что креативный директор не понял вашей гениальности, клиент не разглядел потенциал вашей идеи, а ваша потрясающая шутка про сиськи Ким Кардашьян могла бы стать новым культурным феноменом – вам кажется. Глубоко вдохните, выдохните и напишите три десятка слоганов для йогурта.

9. Всегда приносите больше, чем от вас ждут. Это основной путь к офферу. Так почти никто не делает, и на этом поле у вас не будет конкуренции. Если вы копирайтер – попросите дать вам книжки по дизайну. Если вы арт-директор – пишите сценарии. Приносите двадцать идей, когда просят десять. Придумывайте интернет-активацию, когда просят придумать баннер – в дополнение к тем пяти вариантам баннеров, которые вы принесете вместо трех. Это кажется самым очевидным советом, но следуют ему так редко, что все всегда удивляются. Удивите ваших будущих коллег – и они вас полюбят. А для человека, которого полюбил весь отдел, место всегда найдется.